Чиновники не знают, какие именно исторические фасады нужно восстановить

Ремонтировать фасады многоквартирных домов-памятников теперь будет комитет по охране памятников истории и культуры (КГИОП) - петербургский Фонд капремонта от работ, носящих уровень повышенной сложности, со скульптурами и лепниной, решили отстранить. Эксперты, правда, в эффективности инициативы сомневаются, а чиновники рассеять эти сомнения пока не спешат: какие именно объекты культурного наследия попали в список, они, кажется, и сами не знают.

Разговоры о передаче части фасадов от Фонда капремонта в ведение КГИОП начались еще минувшей осенью. Сначала вопрос подняли в ходе "нулевых чтений" бюджета 2018 года, когда жилищный комитет запросил дополнительно 2,5 миллиарда рублей, пообещав, что это позволит восстанавливать по полсотни исторических фасадов в каждом из центральных районов. Однако допфинансирования в итоге не получили ни жилищники, ни Фонд - поручение разработать подпрограмму по ремонту исторических домов было дано КГИОП.

Сейчас, как утверждают в аппарате профильного вице-губернатора, стоимость работ уже сформирована - на эти цели с 2018 по 2024 годы потратят более 17 миллиардов бюджетных рублей (взносы жителей использовать не будут), список адресов, где необходимо обновление фасадов, тоже есть - это 262 здания. Правда, в КГИОП эту информацию не подтверждают. Из ответа, полученного корреспондентом "РГ", следует, что никакого списка все-таки нет: "перечень многоквартирных домов, в отношении которых будет запланировано проведение мероприятий по сохранению в рамках подпрограммы, будет подготовлен после принятия постановления правительством Санкт-Петербурга". Так что, если даже в Смольном не до конца понимают, что же именно ремонтировать, то жильцы узнают о работах в своем доме, видимо, уже по факту.

Что говорят о происходящем эксперты? С одной стороны, казалось бы, дело хорошее - отстранение Фонда капремонта, который не в силах восстановить элементы в историческом виде, избавит город от некачественной реставрации, приводящей к обрушениям, которые уже стали привычными.

- Но дело не только в декоре. После так называемого капитального ремонта крыши в моем доме, который является объектом культурного наследия, в неудовлетворительном техническом состоянии остался ряд элементов здания - несущие стены, чердак, канализация, - комментирует член общественного совета при комитете по строительству, эксперт по домам-памятникам Галина Белкова.

По ее словам, кто бы ни был организатором работ, Фонд или КГИОП, нужно стремиться к тому, чтобы во время капремонта устраняли все дефекты и приводили все элементы жилого дома в исправное и безопасное состояние. Капитальный ремонт не должен сводиться к восстановлению только эстетических свойств зданий.

В петербургском отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) подчеркивают: да, у КГИОП есть перечень лицензированных организаций и опыт работы с ними, но от появления недобросовестных подрядчиков и всяческих ошибок это все равно не спасет.

В самом же Фонде капремонта, который, по слухам, не очень-то хотел "делиться" фасадами, говорят, что если город возьмет на себя столь сложные работы, будут только рады, а взносам собственников найдут другое применение.